close

Априорные формы созерцания.

Априорные формы созерцания - ключевое понятие раздела "Трансцендентальная эстетика" "Критики чистого разума" И. Канта. Кант приходит к идее априорных форм созерцания, анализируя основания математики. По мысли Канта, математика возможна на основе синтетических (т.е. дающих новое знание) априорных суждений, источником которых и становятся априорные формы созерцания, позволяющие упорядочивать, синтезировать хаотические восприятия, - пространство и время.

Логика "Трансцендентальной эстетики" в общем такова. Возникающие благодаря воздействию предметов на органы чувств "созерцания" могут быть эмпирическими, если относятся к предмету через посредство ощущения, или чистыми, если в них нет ничего от ощущений. "Явлением" у Канта именуется "неопределенный предмет эмпирического созерцания". "За" явлениями и независимо от них для нашего познания нет ничего. Вещь саму по себе, безотносительно к её проявлениям, мы познать не можем, хотя и можем её мыслить, притом в качестве "действительной". Мы можем познавать предмет лишь поскольку он есть объект чувственного созерцания, т.е. в качестве явления. Отталкиваясь от явления, Кант переходит к "чистым представлениям", или к формам созерцания. "Чистые формы чувственного созерцания" - пространство и время; они предшествуют всякому опыту, суть "лишь субъективные условия всякого нашего созерцания", что означает их "трансцендентальную идеальность": пространство - это априорная форма внешнего чувства, а время - внутреннего чувственного созерцания.

Комментарии
Имя:  
Текст сообщения  (не больше 500 смволов, осталось: 500)
code
Введите символы с картинки

Всего комментариев: 4

Cikutaquiew  2022.01.04

https://prozmk.ru/


1