close

Бытие Бога, доказательства.

Бытие Бога, доказательства - характерные для европейской христианской традиции попытки сделать очевидным "для разума существование Бога. Имеются три основных формы аргументации.

  1. Космологическое доказательство по существу восходит к Платону и Аристотелю. Здесь осуществляется мыслительный переход от бытия случайного (обусловленного внешней необходимостью), не несущего самого себя, к бытию необходимому и самодостаточному, т.е. доказательство ех contingentia mundi - от случайности мира: а) каждая вещь - и мир в целом - имеет причину своего существования; б) причина существования вещи - и мира в целом - есть некоторая отличная от неё - и от мира в целом - реальность (отрицается рефлексивный характер причинно-следственного отношения: конечное бытие и - пусть даже "бесконечный" - мир конечных вещей в целом не может быть причиной самого себя); в) цепь причин не может быть бесконечной (потенциально); согласно Фоле Аквинскому, если бы не было первой причины, то не было бы и причины второй, а значит, и третьей и т.д., - т.е. вообще не было бы причин); г) следовательно, существует реальность (первопричина), которая является причиной существования других вещей, тогда как её собственное существование не есть следствие (действие) чего-либо иного. Сходным образом доказывается бытие Бога, понимаемого как "перводвигатель" и как "абсолютно-необходимая сущность". Обычные возражения против космологического доказательства: 1) в отношении (а): мы не можем знать, все ли в мире имеет причину; ещё менее можем мы знать, имеет ли причину мир в целом. В отношении (б): мы не обязаны принимать допущение, что причина мира не может заключаться в самом же мире. Для Канта необходимость данного рассуждения есть необходимость нашего мышления, а не необходимость бытия. 2) Понятие "перводвигателя", первопричины и абсолютно-необходимого существа не является достаточным для формулировки понятия Бога.

  2. Телеологическое (физико-теологичекое) доказательство, восходящее к Сократу, имеет более конкретное содержание: здесь доказывается бытие целесообразно действующего разумного и свободного существа: мир целесообразно упорядочен, что свидетельствует о существовании некоторого разума, в силу которого эта упорядоченность существует. Этот разум мы называем "Богом". Основные возражения: 1) мы не имеем возможности судить о том, устроен ли мир как целое целесообразно; 2) это доказательство доходит лишь до понятия демиурга, ваятеля материи, на не до понятия творца (Кант).

  3. Онтологическое доказательство в общем виде заключается в том, что из мысли о нечто выводится необходимость его существования. Парменид, исходя из принципа тождества бытия и мышления, из необходимого характера мысли о бытии делал вывод о том, что бытие существует.

    В философской теологии этот ход мысли используется для доказательства бытия Бога (Филон Александрийский, Боэций, Августин, Ансельм Кентерберийский). Ход мысли таков: а) Бог есть то, больше чего нельзя помыслить; б) такая реальность мыслима (существует в мышлении); в) если бы такая реальность существовала только в мышлении, но не в действительности, то можно было бы помыслить нечто большее, чем она; следовательно, её в силу а) нельзя было бы назвать Богом; г) следовательно, Бог существует не только в мышлении, но и в действительности.

    Основные возражения: 1) ad absurdum - точно так же можно было бы доказать бытие абсолютно совершенного острова. Во всех отношениях совершенный остров (красивый, плодородный, с прекрасным климатом и т.д.) мыслим, т.е. существует в интеллекте. Если бы он не существовал на самом деле, то он не был бы абсолютно совершенным. Следовательно, он существует. Кант утверждает, что бытие не есть "реальный предикат", который содержательно добавляет что-либо к понятию мыслимого предмета. 2) Неопределенность понятия "абсолютное совершенство" и недостаточность понятия "необходимо существующая реальность".

Существует также доказательство, ссылающееся на универсальный характер религиозной веры, которая в том или ином виде наблюдается у всех народов (ex consensu gentium, высказывалось уже стоиками). Наконец, Кант выдвинул так называемый моральный аргумент в качестве постулата практического разума, вытекающего у него - наряду с постулатом бессмертия души - из факта несовпадения в земном мире стремления человека к счастью и требований морали; лишь всеведущее, морально совершенное и всемогущее существо может быть гарантом конечного совпадения этих изменений.

Комментарии
Имя:  
Текст сообщения  (не больше 500 смволов, осталось: 500)
code
Введите символы с картинки