close

Бытие-в-мире.

Бытие-в-мире (In-der-Welt-Sein) - первый экзистенциал, который анализирует Хайдеггер в "Бытии и времени. Необходимо начать с предельно общего сознания того, как мир являет себя человеку, с того, что человек находит себя в мире. "Мир" в этом смысле являет себя в самой первой, размытой и неопределенной форме как место, в котором человек "находится". "Бытие-в-мире" более изначально, нежели всякое познание, т.е. онтология предшествует теории познания: мы должны изначально обладать способностью "иметь" вещи, "относиться" к ним, прежде чем эта способность реализовывалась бы в различных типах отношений (теоретически-познавательном, эстетическом и др.). Первичным модусом отношения человека к миру является то, как мы его используем, каким образом мир находится в нашем распоряжении, - "подручность" (Zuhandenheit). Изначально для нас обращение (Umgang) с "встречающимся в окружающем мире сущим". Мы обнаруживаем себя в мире в качестве опрерирующих чем-то, что дано нам не как отделенный от нас "предмет" или "вещь", а как "инструмент" (Zeug), "средство". "Средство" (например, молоток) может быть тематизировано и как вещь, но не в тот момент, когда я им пользуюсь. Вторым модусом восприятия мира и его элементов является "наличность" (Vorhandenheit): происходит "объективация" мира, я воспринимаю мир и его элементы как объекты, изолированные, от меня не зависящие, со мной не связанные - мир воспринимается как "наличное". Это отношение к миру является производным (прежде чем "объективировать" какую-либо вещь, я ею пользуюсь). Экзистенциал "бытия-в-мире" по-иному характеризует не только "вещи" мира, но и пространство: человеческое сущее (Dasein) не находится "во" внешнем по отношению к нему пространству. Исчисляемой тремя измерениями пространственной "наличности" Хайдеггер противопоставляет "близость" подручного повседневного обращения. В своем "бытии-в-мире" человек (Dasein) существует не один, но всегда с другими; другие не "наличны" и не "сподручны", им присущ особый модус бытия - "со-бытие" (Mit-sein или Mit-dasein). Именно потому, что повседневное бытие человека не является существованием самостоятельного, независимого "Я", свободно владеющего своими внутримировыми актами, оно может быть потеряно в безличности "людей", и найти себя - его задача.

Комментарии
Имя:  
Текст сообщения  (не больше 500 смволов, осталось: 500)
code
Введите символы с картинки