close

Дао.

Дао (кит., буквально - путь, а также метод, закономерность, принцип, класс, учение, теория, правда, мораль, абсолют) - одна из важнейших категорий китайской философии. Этимологически восходит к идее главенства (шоу) в "движении/поведении". Ближайшие коррелятивные категории - дэ ("благодать") и ци ("орудие"). В современном языке бином даодэ означает мораль, нравственность. Термином дао передавались буддийские понятия "марга" и "патха", выражающие идею пути, а также "бодхи" ("просветление", "пробуждение"). Аналогами дао часто признаются Логос и Брахман. В различных философских системах дао определялось по-разному, поэтому Хань Юй назвал его, как и дэ, "пустой позицией", не имеющей точно фиксированного смысла. Конфуций сосредоточился на "человеческих" ипостасях дао и дэ, которые взаимосвязаны, но могут проявляться и независимо друг от друга ("Лунь юй", V, 12, XII, 19). Он конкретизировал дао в различных наборах этизированных понятий: "сыновняя почтительность" и "братская любовь", "верность" и "великодушие" (чжун шу), т.е. осуществление "золотого правила" морали, "гуманность" (жэнь), "знание" (чжи) и "мужество" (юн) и т.п. Ближайшие ученики Конфуция придали высшей ипостаси дао универсальный онтологический смысл. В раннем даосизме на первый план выдвинулись парные категории дао и дэ, которым посвящен главный даосский трактат "Дао дэ цзин". В нем дао представлено в двух основных ипостасях: 1) одинокое, отделенное от всего, постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое, недоступное восприятию и словесно-понятийному выражению, безымянное, порождающее "отсутствие/небытие", дающее начало Небу и Земле, 2) всеохватное, всепроникающее, подобно воде, изменяющееся вместе с миром, действующее, доступное "прохождению", восприятию и познанию, выразимое в "имени/понятии", знаке и символе, порождающее "наличие/бытие", являющееся предком "тьмы вещей".

Комментарии
Имя:  
Текст сообщения  (не больше 500 смволов, осталось: 500)
code
Введите символы с картинки