close

Наука.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие "наука" включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин "наука" употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания.

Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет сё изучении, на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле - теоретическое отражение действительности.

Основные признаки науки как вида познавательной деятельности: предметность (направленность на реально существующие вещи, явления, отношения, находящиеся в поле человеческой деятельности), рациональность (выраженность в понятийном или понятийно-математическом аппарате), обоснованность (которая может пониматься как эмпирическая проверяемость, логическая доказанность), системность (взаимосвязанность элементов научного познания, соответствующая структуре познаваемого предмета), рефлексивность (обращённость познания не только на предметы исследования, но и на методы, с помощью которых это исследование осуществляется).

В развитии науки (начиная с XVII в.) можно выделить три основных типа научной рациональности: классическую (XVII - начало XX в.), неклассическую (1-я половина XX в.), постнеклассическую (конец XX в.). Классическая наука предполагала, что субъект дистанцирован от объекта, как бы со стороны познает мир, а условием объективно-истинного знания считала элиминацию из объяснения и описания всего, что относится к субъекту и средствам деятельности. Для неклассической рациональности характерна идея относительности объекта к средствам и операциям деятельности; экспликация этих средств и операций выступает условием Получения истинного знания об объекте. Образцом реализации этого подхода явилась квантово-релятивистская физика. Наконец, постнеклассическая рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и ценностно-целевыми структурами деятельности, предполагая экспликацию внутринаучных ценностей и их соотнесение с социальными целями и ценностями. Появление каждого нового типа рациональности не устраняет предыдущего, но ограничивает пространство его действия. Каждый из них расширяет поле исследуемых объектов (от доминирования в XVII-XVIII вв. исследований простых, механических систем до включения в качестве главных объектов изучения сложных, саморегулирующихся, а затем и исторически развивающихся систем). В современной, постнеклассической, науке все большее место занимает особый тип исторически развивающихся систем - так называемые человекоразмерные системы, включающие человека и его деятельность в качестве составного компонента. К ним относятся объекты современных биотехнологий, в первую очередь генной инженерии, медико-биологические объекты, крупные экосистемы и биосфера в целом, человеко-машинные системы и сложные информационные комплексы (включая системы искусственного интеллекта), социальные объекты и т.д.

Комментарии
Имя:  
Текст сообщения  (не больше 500 смволов, осталось: 500)
code
Введите символы с картинки