close

Трансцендентальный идеализм.

Трансцендентальный идеализм (transzendentaler Idealismus) - философское учение И. Канта, гносеологически обосновывающее его систему метафизики, которую он противопоставлял всем иным метафизическим системам. По Канту, "трансцендентальная философия должна сначала решить вопрос о возможности метафизики и, следовательно, должна ей предшествовать". Однако наряду с этим определением трансцендентального идеализма как введения в метафизику, её пропедевтики, Кант характеризует его также в "Критике чистого разума" как составную часть своей метафизической системы, которая "состоит из трансцендентальной философии и физиологии разума". Выражением "физиология разума" Кант обозначает метафизику природы и метафизику нравов, поскольку обе эти части его философии исходят из априорных основоположений рассудка и разума. Основные положения трансцендентального идеализма изложены Кантом в "Критике чистого разума", в которой утверждается: "Все предметы возможного для нас опыта суть не что иное, как явления, т.е. только представления, которые в том виде, как они представляются нами, а именно как протяженные сущности или ряды изменений, не имеют существования сами по себе, вне нашей мысли. Это учение я называю трансцендентальным идеализмом". Понятие трансцендентального играет определяющую роль в построении системы Канта. В учении о познании он излагает трансцендентальное учение о чувственности как источнике знания, трансцендентальное учение о рассудочном познании, формирующем как априорное, так и опытное знание; трансцендентальное учение о разуме, являющемся источником основных идей кантовской метафизики, которую он называет трансцендентальной метафизикой. Учение об априорно-трансцендентальном познании предполагает, согласно Канту, отличную от обычной, формальной логики трансцендентальную логику, которая отвлекается "не от всякого содержания познания", а исследует априорное содержание в наших знаниях, исключая "все знания с эмпирическим содержанием". Поскольку априорными суждениями являются, по Канту, лишь суждения, которым присущи строгая необходимость и всеобщность, трансцендентальная логика предвосхищает диалектическую логику Гегеля.

Непосредственный продолжатель учения Канта - Фихте характеризуя свою систему, утверждает: "Наукоучение есть трансцендентальный идеализм". Шеллинг, стремясь к развитию идей Канта и Фихте, провозглашает "Трансцендентальная философия берется объяснить, как возможно знание вообще, исходя из того, что субъективный момент в последнем принимается в качестве руководящего или первичного". Идеи трансцендентального идеализма получают свое развитие и в философии ХХ в.

Комментарии
Имя:  
Текст сообщения  (не больше 500 смволов, осталось: 500)
code
Введите символы с картинки