close

Экзистенция.

Экзистенция (existentia от лат. existo - существую) - понятие европейской философии, выражающее один из аспектов бытия. Впервые слово "экзистенция" появляется у Гай Мария Викторина в смысле "наличное бытие, существование", которое он отличает от "субстанции", или "сущности" как чистое бытие, не являющееся ни отдельной вещью, ни её предикатом. Возможно, это противопоставление Викторин позаимствовал у Порфирия, который вслед за Аристотелем различал бытие вещи и саму вещь: "...бытие человеком и человек - не одно и то же..." (Аристотель. "Метафизика" VIII, 3,1043 в 2). Однако сам термин Аристотелем не употреблялся, он восходит к стоикам, отличавшим сущность как конкретную телесную вещь от существования как её предиката. Смысл понятия "существование", поначалу мало употребительного, долго оставался не вполне определенным; даже у самого Викторина "существование" и "субстанция" порой выступают как синонимы. У Августина, Халкидия, Пелагия, Кассиодора изредка встречается понятие существования, обозначающее конкретную реальность вещи.

Новый смысл понятие существования получает у другого критика гегелевской философии - С. Кьеркегора, который противопоставляет философии, возведшей понятие в абсолют, не просто эмпирически толкуемое существование как факт внешнего или внутреннего опыта, а существование самого мыслящего, которое открывается непосредственно. Мышление всеобще, существование единично, мышление безлично, существование личностно, оно есть то, что "всегда мое", что "составляет на радость или на горе мою вечную и неотъемлемую собственность". Мышление бесконечно, а существование конечно, мышление несет в себе свой закон, а существование как конечное имеет свою судьбу. Именно поэтому мышление, по Кьеркегору, не имеет подлинной истории, его история - это логика, только существование исторично, понятие истории неотделимо от конечности, неповторимости и необратимости существования Кьеркегор возвращает тему существования в контекст теологии и кладет начало его религиозно-философской трактовке (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман, Л. Шестов), трактовке онтологической (М Хайдеггер, К. Ясперс) и психологически-антропологической (Сартр, Камю, Мерло-Понти). После 1-й мировой войны кьеркегоровское понятие существования возрождается в экзистенциализме (философии существования), представители которого подчеркивают, что существование не есть субстанция, а потому непостижимо с помощью рациональных средств созданных традиционной философией и тем более наукой. Человеческое существование не есть субъект, противостоящий объекту, но соотнесено с трансценденцией. "...Существование нуждается в другом, а именно в трансценденции, благодаря которой оно, не создавшее само себя, впервые выступает как независимое начало в мире, без трансценденции существование становится бесплодным и лишенным любви демоническим своеволием". Непостижимая для мышления связь существования с трансценденцией выражается в том, что существование принципиально необъективируемо, как необъективируема трансценденция. В фундаментальной онтологии Хайдеггера дана наиболее обстоятельная проработка понятия экзистенции. Он употребляет оба термина, которыми в немецком языке передавалось это понятие, - Existenz u Dasein, для обозначения бытия человеческой личности Человек, по Хайдеггеру, это сущее, сущность (essentia) которого заключается в его бытии (existеntia): "Сущность тут-бытия (Dasein) - в его экзистенции". Главное определение экзистенции - её конечность, смерть, "бытие-к-концу" составляет конститутивный момент существования: "Смерть есть способ быть, который берет на себя тут-бытие". Экзистенциальный анализ существования есть, то Хайдеггеру, путь к постановке вопроса о смысле бытия. Проблема конечности существования у Хайдеггера, таким образом, связана с темой бытия и ничто, которая у Сартра и Камю трактуется атеистически Ясперс, Марсель, Бердяев рассматривают конечность существования в свете христианского эсхатологизма.

Комментарии
Имя:  
Текст сообщения  (не больше 500 смволов, осталось: 500)
code
Введите символы с картинки